Previous Entry | Next Entry

Раковец – Униж – Губин – Червона гора

Грибы – снова дождь – Унижские водопады – пляж Корчунки – поиски лука – вечер на Червоной горе

Первое, что я увидела утром – шампиньон на нашем столе. Лена, ясное дело, положила. Она у нас главный грибник. А где она, кстати? Грибы наверное, собирает! Мы с Сашей не выдержали и тоже побежали в лес. Хороший, сосновый. Грибы были. Не много, но попадались. Потом попалась Лена, возвращающаяся в лагерь с блузочкой грибов. Больше ей складывать было некуда. У нас грибы тоже перестали помещаться в руки, стали собирать в Сашину рубашку.

Вот почему белые грибы такие красивые? Местные жители, кстати, сортируют грибы на три категории: це ми не беремо, це на засолку, а це - гриб.
Гриб - это белый. Мы брали всякие, кроме засолочных

За завтраком сэкономили тушенку, была картошка с грибами в сметане. Или грибы с картошкой. Или примерно пополам.

Сегодня нам предстоял достаточно большой по нашим меркам пробег, при этом в плане значилось посещение каскада водопадов, а, может, даже и двух, второй упоминался только в одном отчете, а дойти мы должны были до Червоной горы – места, которое еще называют Днестровскими субтропиками, говорят, что там особый микроклимат, даже зимой снег больше нескольких дней никогда не держится. На Червоной горе я собиралась делать дневку – погулять по окрестностям, отдохнуть от активной походной жизни, постираться-починиться. За четыре дня у каждого успели накопиться всякие мелкие дела. Ну и то, что утром не надо складываться, а вечером снова раскладываться – тоже большая радость. И дополнительных часа два в сутки.

Перед стартом накупались от души – когда еще попадется такой хороший берег? Может, уже и никогда…

С утра было солнечно и красиво, но потом набежали тучи и заморосил дождь. Пришлось даже дождевики доставать. Так под дождем и доплыли до устья ручья, а потом дождь снова прекратился. Нам везло.

Вот так выглядит устье ручья, на притоке которого водопады. Кусты лежат не от ветра. Так их пригнуло паводком.

В Харькове я предполагала, что возможно, где-то здесь, под Унижскими водопадами, будет дневка. Ну или хотя бы полудневка. Дело в том, что на карте кроме каскада водопадов в 400 м от берега есть еще водопад в полутора километрах, там же на карте обозначены «Обочи» - Кунисовская и Ольховецкая. «Обич» - это гора с плоской макушкой, небольшое плато. Мне казалось, что там тоже красиво. И я хотела туда сходить, хотя ни в одном из изученных мной отчетов там никто не был. До этих водопадов, кстати, тоже, мало кто добирался. Я обнаружила их, только читая викимапию. Видимо, на такие удаленные от берега объекты можно попасть, если только заранее о них знаешь. Предыдущие водопады слышно с воды. Поневоле заинтересуешься и пойдешь посмотришь, что же там такое. Этот каскад был слишком далеко от берега, чтобы услышать его.

В общем, мне хотелось погулять в этих местах основательно. Но, поглядев, КАК мы ходим-гуляем, я поняла, что с такими темпами ехать надо было минимум на две недели. И сделала вывод, что ограничимся только каскадами. До них всего полкилометра. А до обичей – полтора.

Да и на водопады сходили одной группой. Лена с Вадимом пожертвовали собой и остались в лодках. А мы пошли гулять. А если бы ходили двумя группами, то до Червоной горы могли бы и не успеть дойти к вечеру.

Почему еще с мыслью о дневке под Унижем пришлось расстаться. Приставать в этих местах неудобно. Дельта ручья каменистая, с острыми большими камнями. А когда закончилась дельта, начались топкие берега. Кое-как вылезли, привязали лодки к кустам и пошли по берегу к распадку. Дорога малоприятная. Река после половодья нанесла кучу мусора, такое ощущение, что идешь по свалке. Делать в таком месте стоянку на целый день – очень глупая затея.

Вон туда, в распадочек - к водопадам

Немного получше-почище стало рядом с руслом речки . Потом вдоль русла пошла красивейшая изумрудно-зеленая дорожка, даже колеи не было, заросла травой. Видно, мало кто тут высаживается-ходит. И совсем никто не ездит.

Сказочная дорожка. И мои любимые тонколучники по обочинам

На викимапии чуть дальше устья ручья отмечена «стоянка туристического кораблика». Лет десять назад местный изобретатель-конструктор изготовил корабль-плот с очень низкой осадкой. Ходил этот кораблик от Раковца до Унижа. И как раз от стоянки напротив Унижа к водопадам была проезжена грунтовая дорога, даже нарисованная на викимапии. Но, видно, этот кораблик очень давно перестал курсировать. И про его судьбу никто и нигде не пишет… От стоянки не осталось и следа. А дорога заросла.

Фото стырено с тырнета. Мы кораблик не застали. И не увидели. Ходит ли он сейчас - не знаю

Пройдя вдоль речки, пофотографировашись, мы, наконец повернули на ручей-приток, на котором и расположены водопады.

В интернете они называются Ольховецкие, но это я выяснила даже уже после похода, а до похода как обозначила их для себя Унижскими (на викимапии они вообще безымянные, а напротив ручья – поселок Униж), так они Унижскими и остались.

И впечатление от них у меня осталось очень двоякое.

Водопады красивейшие! Ручей течет по ущелью в красновато-коричневых скалах, образует массу водопадов, причем все водопады разные. Мне сразу вспомнились водопады на Плитвицких озерах в Хорватии. Там я еще не была, но фотографии изучала. Эти ничем не хуже, озер только нет. При этом каждый водопад – особенный, нет двух одинаковых. Особенную прелесть им придает то, что породы, из которых сложены стенки ущелья – слоистые и очень склонные к выветриванию. Толщина слоев очень разная, поэтому где-то ручей скачет по крупным ступенькам, создавая каскады, где-то падает отвесно с большой плиты, не поддавшейся выветриванию. А где-то прыгает по крошечным уступчикам на очень крутом спуске, содавая волшебную живую ленту воды.

IMG_20180709_150259_BURST16

Но какие же они были замусоренные! Это просто ужас. Верхний край ущелья идет вдоль села, и, по всей видимости, жители используют его как свалку. А после сильных дождей весь мусор уходит в ручей на водопады, а потом в Днестр. Жалко место до невозможности.

Я прямо видела, как можно убрать весь мусор, сделать удобные спуски к подножьям водопадов (далеко не везде это сейчас возможно), словом, сделать из этого места жемчужину. На самом деле я не очень люблю такую вот «цивилизованность» в виде мостиков-лесенок. Но все равно это лучше, чем горы мусора. Обсудили это между собой, пришли к выводу, что, к сожалению, вряд ли сейчас разрешат этим заниматься просто так, по своему личному желанию. Эх, если бы сделать из этих водопадов туристический объект… Но это надо как-то убедить сельчан не сбрасывать мусор в овраг, и при этом пробить какие-то разрешения в разных властных структурах. Жаль, очень жаль.

Сами водопады были практически все без мусора – видимо, сила воды смывает бутылки и пакеты. А может, кто-то все-таки убирал лишнее, чтобы сделать фотографии. Я тоже пару бутылок-банок, лезущих в кадр, отбросила в сторону. Но во всяких поворотах-пещерках-заводях громоздились кучи пластиковых бутылок, жестяных банок и прочего хлама. На низких ветках деревьев висели клочки пластиковых пакетов. Прямо сердце плакало. Неужели жителям села не все равно? Можно же, в конце концов, деньги зарабатывать на туристах, если захотеть! Может, еще и поэтому сюда не водят туристов из коммерческих походов – не показывать же им такой ужас…

И все равно, несмотря на замусоренность, Унижские водопады – одно из самых ярких впечатлений о походе.

В одном из отчетов упоминались водопады примерно где-то же здесь, но в ущелье напротив островка чуть ниже по Днестру. Автор не пожалел для них хвалебных слов типа «Хапхал отдыхает». Людям так понравилось в том месте, что они даже остались на дневку. Но дело в том, что на Унижских каскадах эта группа не высаживалась, сравнить было не с чем. Или они что-то напутали в отчете. И высаживались таки на Унижских водопадах, а про остров – ложные воспоминания.

Хотя остров реально был. И мы даже увидели каменистый мысок немного ниже острова – место выхода ручья. Но воды не было видно, не было слышно и шума водопадов. А времени у нас оставалось уже не так чтобы много, учитывая, что впереди еще практически весь запланированный на сегодня путь, прошли мы хорошо если четвертую часть. Решили, что если даже водопады и есть, то они, скорей всего, менее зрелищные, чем только что осмотренные Унижские, высаживаться не будем. Хотя для стоянки место, действительно, было неплохое.

Еще высадке помешало, что мы шли по длинному прямому участку, и здесь нам впервые попался сильный встречный ветер. Сквозь который надо было продираться. И который очень замедлял продвижение. Хотелось побыстрее пройти этот неприятный перегон. Радовало, что потом река резко поворачивала на восток, и высокий берег должен был закрыть нас от этого противного ветра.

Ветер даже нагнал волну, особо крупные гребешки захлестывали носы лодок. На некоторых волнах даже образовывались барашки. Это тоже не способствовало причаливанию к берегу, пришлось бы поворачиваться к волнам бортом, что не очень хорошо. Боковая качка может и опрокинуть байдарку.

После поворота ветер оборвался, как обрезанный. По правому берегу пошла местность, на викимапии обозначенная как «пляж Корчунки». Это огромное открытое пространство на выступе меандра с многочисленными спусками к воде. Вдоль реки местами растут деревья, создавая тень. Видимо, сюда приезжают и приходят на пикники жители близлежащих сел, расположенных на высоком берегу Днестра. Видны были беседки, столики и прочая пляжная атрибутика, кроме собственно пляжа в нашем понимании. Место для удобной высадки появилось уже в самом конце этого «пляжа». После борьбы с ветром хотелось отдохнуть и подкрепиться, и мы пошли полдничать за одним из пляжных столов. Домашний творог и сметана, сгущенка-печеньки, плюс красивенный вид на реку – рецепт идеального перекуса.

Вот это типа пляж...

В месте, где мы причалили, поляна заканчивалась, начинался лес. И с его опушки звала-манила нас прямо чудеснейшая стоянка. Очень хотелось никуда уже не уходить, а на Червону гору идти уже завтра. Но тогда терялась именно дневка. Одно из главных преимуществ дневки – что не надо утром собирать лагерь, а вечером разбивать. А если мы останемся здесь, то завтра придется утром собираться, идти десять километров и снова ставить лагерь. Причем подниматься и выходить надо будет пораньше, чтобы осталось еще время на прогулки. И еще у нас уже заканчивалась вода. А поселок, где ее можно было набрать, был еще впереди. Поэтому полюбовались на стоянку, отметили ее на карте и двинулись дальше.

На этом отрезке ветра не было. Но по отчетам впереди нас ждали пороги. Много островов, сужение реки, быстрое течение. В некоторых отчетах в этом месте даже выходили из лодок, проверяли фарватер, выясняли, как лучше пройти опасный участок. Но мы шли по высокой воде, поэтому просто не гребли, курс держали на самые широкие протоки, где бурления воды не было, и благополучно прошли все острова, хотя местами сложно было принять решение, куда лучше идти. А Женя с Элей на надувашке пошныряли по узким каналам, по порожкам. Я даже позавидовала…

Хочется мне все-таки пройти по Днестру по низкой воде. Почувствовать разницу. Но делать это, насколько я поняла, лучше на надувной лодке. Или на катамаране. По высокой воде каркасники годятся. А когда будешь идти и постоянно бояться сесть на мель, или еще хуже – порвать шкуру, то градус удовольствия резко снижается. Была у нас парочка мест, где вдруг весло внезапно цокало о дно. Спокойная ровная река, никаких признаков мели – и опа. И сразу внутренне сжимаешься, и уже не гребешь, а просто прощупываешь дно веслом, пытаясь понять, в какую же сторону лучше двигаться. А течение-то все равно несет вперед… Приятного мало. И какое облегчение испытываешь, когда глубина начинает увеличиваться и весло перестает цепляться за дно!

На карте после островов была отмечена стоянка, и она была по факту. А вот родник, отмеченный на викимапии прямо на берегу, разглядеть не удалось. Выходить и искать тоже не особо хотелось, проще сходить за водой в поселок.

Воды набрали в Губине, купили яиц и огурцов. Магазин в поселке есть, но скорее типа расширенного киоска. С овощами у нас намечалась напряженка. Особенно в свете дневки. Особенно в плане наличия лука. Лука в Луке мы почему-то не купили. А на последней стоянке его ушло очень много, надо было где-то взять, а в губинском магазине лука не оказалось. С другой стороны как раз во время дневки эту напряженность можно было и снять. Время на походы по окрестным селам можно было выделить. За целый-то день!

После Губина осталось пройти около километра. И вот показалась Червона гора. Кое-кто был даже разочарован. Наверное, надеялся увидеть какую-то реально красную гору. А тут гора себе и гора, с несколькими красновато-коричневыми поясками. Были на маршруте берега и покраснее. Может, красная она еще потому, что красивая. Или потому, что с нее открывается красивый вид. Или, может, на закате она окрашивается в красный цвет. Хотя если брать именно это место, то из всех гор она единственная с выходами красноватой породы. Все остальные – зеленые с ног до головы.

Червона гора - прямо по центру

Оттуда мы пришли сегодня

Вечерние заботы

Стоянок на этом месте по карте было много. Покрутившись чуток, вернулись к самой первой, в устье реки Стрыпы. Как потом оказалось, самой лучшей. Хотя, наверное, у каждой были свои достоинства и недостатки. К достоинствам нашей относился чудеснейший обзор на все стороны. Можно было встать на месте, медленно поворачиваться вокруг себя и просто не переставая восхищаться – смотреть было красиво в любую сторону. Как обратная сторона этого достоинства ожидалось практически полное отсутствие тени завтра. Но эту проблему мы собирались решить установкой тента. Ну и совсем мелочь – крутой глинистый подъем от реки – решился уже привычным способом: откапыванием ступеней. Спасибо, Рома!

На козырном месте над обрывчиком выстоились улочкой три практически одинаковые палатки, входом на реку. Чтобы, проснувшись, получить на выходе из палатки модную фотографию: ноги, край палатки и обалденный вид. Ну а кому места не хватило, встали уже где получилось. Настроение было отличное. Впереди целый день отдыха и прогулок.

Подготовка и нулевой день
День восьмой. Устечко. Дневка
День девятый. Устечко - Бабин
Дни десятый-одиннадцатый. Бабин-Залещики. Дорога домой

( 12 пар(ы) ласковых — Сказать пару ласковых )
in_es
Sep. 1st, 2018 06:01 pm (UTC)
Вы молодцы! А уже красота-то какая, волшебство!
Вот я тоже про овощи подумала, и как раз вы пишете, что купили огурцов. Жду продолжения!
i_am_laska_too
Sep. 1st, 2018 06:29 pm (UTC)
Вот сама пересматриваю фотографии - и думаю, какая красота, неужели мы там были и все это своими глазами видели? И ведь были, и видели!

Продолжение будет. Обязательно.
weaver_kharkov
Sep. 2nd, 2018 07:32 pm (UTC)
"Мы с Сашей не выдержали и тоже побежали в лес. Хороший, сосновый. Грибы были. Не много, но попадались. Потом попалась Лена, возвращающаяся в лагерь с блузочкой грибов." -
Кое-кто ещё кроме вас побежал, проснувшись, в лес.
Пусть и не за грибами - но тоже по довольно-таки сурьёзному поводу.
А тут навстречу - местный вуйко.
С вопросом в лоб - ви тут корову не бачили?! от клята, знову в ліс втекла...

До грибов ли уж тут... Пришлось бегом в лагерь возвращаться .
А ну как беглянка-корова наши мирно спящие палатки атакует - или, чего похлеще, байдарки потопчет?
Прецеденты, увы, случались... (((

Edited at 2018-09-02 07:33 pm (UTC)
tuse4kakorzueva
Sep. 1st, 2018 06:10 pm (UTC)
Какие же счастливые вы! Такая красотища кругом)) Тоже тонколучники обожаю и отражения облаков в воде. И стоянки с красотой сразу только высунись из палатки. Из-за этого всегда на обрывах мостились, даже при условии, что воду тащить несколько часов. А у вас и вода рядом все время.
i_am_laska_too
Sep. 1st, 2018 06:31 pm (UTC)
Вот за что люблю байдарочные походы - это потому что про воду не надо беспокоиться. И что не надо на себе нести кучу груза, как-нибудь до берега доставил, а дальше все лодка повезет.

И я до сих пор счастливая. Это на всю жизнь впечатления.
weaver_kharkov
Sep. 2nd, 2018 12:52 pm (UTC)
"...а дальше все лодка повезет" - повезёт, конечно... если только пузом на мель не сядет.
И тут уж почти по классике: любишь сплавляться - люби и лодочку таскать.
Но нам в этом вопросе(с уровнем воды) просто фантастически повезло! )))
tuse4kakorzueva
Sep. 2nd, 2018 07:58 pm (UTC)
Представляю! Все мои походы до деталей в сокровенных уголках сердца и памяти. Перелистываю фотки и все оживает.
weaver_kharkov
Sep. 2nd, 2018 01:01 pm (UTC)
...ну и анонс предстоящего Дня Шестого:

Червона Гора - сплав по Стрыпе - сторожевая башня - раздельный сбор мусора - дверь в лето - ми мєсніє! - концерт для флейты со Днестром - Червона Гора...

Как-то так, да? ;)

Edited at 2018-09-02 01:09 pm (UTC)
i_am_laska_too
Sep. 2nd, 2018 01:52 pm (UTC)
Почти. Только сплав по Стрыпе растянулся на два дня. :)
weaver_kharkov
Sep. 2nd, 2018 07:12 pm (UTC)
Логично. Стрыпа ведь гораздо меньше Днестра. Поэтому всего на 2, а не на 10...)))

Edited at 2018-09-02 07:14 pm (UTC)
ya_rinka
Oct. 24th, 2018 02:41 pm (UTC)
Какой чудесный день. Столько всего красивого!

Водопады тоже хороши, хотя на Плитвицкие озера не особенно похоже (цвет камней другой, сами камни и цвет воды там другие). У меня все это еще свежо в памяти, как раз месяц назад мы там гуляли.

Да и вообще... Не люблю я такие сравнения, поскольку каждое место по-своему красиво.

А селяне наши совершенно дремучие в плане экологии. Особенно на Западной Украине. В Карпатах вообще реки в качестве мусоропровода используют: "Кидай в річку, вона все віднесе!". А когда начинаешь что-то про экологию говорить, смотрят как на сумасшедшую.

Кстати, а в Хорватии чистота прежде всего поражает. И не то, чтобы вылизывают всю курортную зону, как турки (мы в разных местах были, в том числе и тех, где некому убирать), просто не сорят. В этом году нашли все-таки немного мусора, но его на три порядка меньше, чем у нас.
i_am_laska_too
Oct. 24th, 2018 07:31 pm (UTC)
Я только по фотографиям сужу)) Вот тот, верхний, который дугой, очень похож показался.

На Днестре как-то было достаточно чисто. Вот на этом месте почему-то мусор. И ближе к Залещикам тоже попалась грязноватая стоянка...
( 12 пар(ы) ласковых — Сказать пару ласковых )